Как пройти Интервью.Подготовка к интервьюСобеседование или интервью – это, возможно, самый важный этап при приеме на работу. С одной стороны, он позволяет работодателю познакомиться с Вами, понять, подходите ли Вы для той позиции, на которую Вы претендуете, оценить Ваши навыки и знания, а также то, насколько Вы способны "влиться" в сложившийся коллектив. С другой стороны, для Вас это возможность взглянуть на компанию изнутри, взвесить, насколько она соответствует Вашим ожиданиям и пожеланиям.

Подготовка к интервью

Соберите информацию о компании. Вы, возможно, уже искали ее при подготовке сопроводительного письма ( ссылка)- тогда перед интервью полезно освежить эти знания. Если же вакансию Вам предложили через кадровое агентство, т. е. Вы еще не контактировали с потенциальным работодателем, то отнеситесь к этой задаче с той же серьезностью: изучите сайт агентства, соберите дополнительную информацию из прессы и Интернета.

Если соискатель идет на собеседование, не собрав предварительной информации, он рискует произвести впечатление ленивого и не заинтересованного в получении данной позиции человека.

Обратите внимание на свой внешний вид. Как известно, "встречают по одежке". К Вам эта поговорка относится в полной мере.

"По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди"

Оскар Уайльд

Главное требование – опрятность во всем. Лучшее впечатление произведет деловой стиль одежды. Впрочем, если Вы претендуете на должность дизайнера или другую творческую должность, то и требования к стилю будут иные. На всякий случай проверьте, нет ли на сайте работодателя указаний на этот счет: некоторые компании размещают для открытого доступа описание требований к одежде сотрудников – так называемый "дресс-код". Например, он может содержаться в "этическом кодексе" или другом аналогичном документе.

  • Обувь должна быть чистой, ухоженной и аккуратной. Кроссовки лучше заменить на туфли или сапоги (по сезону).
  • Сумка, с которой Вы придете, также должна соответствовать ситуации: например, аккуратная папка, деловая сумка. Пляжная сумка, рюкзачок ярких цветов или измятый полиэтиленовый мешок будут выглядеть неадекватно.

Совет . Желательно, чтобы, соответствуя нужному стилю, Ваша одежда была удобной. Не стесняла Вас. Если Вам жмут ботинки – это так или иначе отобразится на Вашем лице, а собеседник может при этом подумать, что Вы врете, что-то скрываете или у Вас тяжелый характер.

  • Обратите внимания на Ваши руки. Это один из основных индикаторов Вашей аккуратности. Чистые руки, неяркий маникюр.
  • Макияж у женщин должен быть нейтральным.
  • Обратите внимание на свою речь: собеседование – не место для молодежного жаргона и нецензурных выражений. Избегайте "слов-паразитов" ("ну", "как бы"). Если нужно – потренируйтесь на родственниках и знакомых, попросите их сообщать Вам, если Вы "неподобающе" выражаетесь, но сами этого не замечаете. Да, кстати, если Вы склонны перебивать собеседника, то избавляйтесь от этой вредной привычки в любом случае.
  • Ваш тон общения должен быть дружественным и доброжелательным. Монотонные, высокомерные, мрачные или агрессивные интонации – это Ваши враги при установлении контактов.
  • Следите за своей осанкой, жестикуляцией. Убедитесь, что при разговоре с людьми Вы достаточно часто смотрите им в глаза, а не переводите взгляд в сторону. Скучающий или заспанный вид, подавленные зевки, почесывание, пережевывание жвачки, нервная дрожь или постукивание ногами или руками, развязность – всего этого нужно избегать, если Вы хотите произвести хорошее впечатление.

Кстати, по оценкам экспертов, соискателя оценивают по трем основным критериям:

  • формальное соответствие требованиям вакансии;
  • личная мотивация к работе;
  • внешность и личная привлекательность.
  • Запах также имеет важное значение. Плохой запах изо рта, от одежды или лично от Вас может сделать общение с Вами невыносимым, а значит, от Вас просто постараются поскорее избавиться. Примите душ, наденьте чистую одежду, почистите зубы, воспользуйтесь дезодорантом.
  • Приходите на собеседование, имея 10–15 минутный запас времени. Помните, что опоздание – это очень грубая ошибка: если Вы опаздываете даже на собеседование, то что же говорить об обычных рабочих буднях? У консультанта кадрового агентства или менеджера по персоналу, скорее всего, плотный график работы, так что Ваше опоздание может стоить Вам собеседования.

Если Вы едете в незнакомое место, заранее найдите его на карте, продумайте путь, узнайте, какие виды транспорта туда ходят, попробуйте оценить, сколько времени потребуется, чтобы добраться. Опять же, загляните на сайт компании, нередко там есть соответствующие инструкции в разделе "Контакты". Если Вы едете на машине – постарайтесь прикинуть, где Вы можете попасть в пробку.

Что делать, если…

Если Вы все-таки опаздываете…

Обязательно позвоните своему собеседнику, извинитесь и сообщите, на сколько Вы опаздываете. В данном случае Вам пригодится привычка носить мобильный телефон (и вовремя его заряжать). Если же вдруг случилось так, что мобильного телефона нет, поищите таксофон, наконец, попросите помощи у добрых людей, обладающих мобильными телефонами.

Часто задаваемые вопросы на собеседовании

Будьте готовы четко и по делу ответить на поставленные Вам вопросы.

  • Расскажите что-нибудь о себе

В данном случае ответ "А что именно Вы хотите знать?" однозначно не подходит. Составьте план своего мини-выступления. Главное, на что следует обратить внимание, – навыки и личные качества, которые позволят Вам успешно справляться с Вашими задачами на данной позиции. Ваш рассказ должен быть кратким (буквально несколько минут), но в то же время достаточно информативным: не пропустите ничего важного.

Не вдавайтесь при этом в подробности своей личной жизни или успехи в Ваших увлечениях, не связанных с работой, – это создаст впечатление, что работа имеет для Вас слишком низкий приоритет в системе Ваших жизненных ценностей. Работодатель, так же как и кадровые агентства России, вынужден принимать решение о Вашей пригодности на основании всего лишь одной или нескольких бесед, поэтому умение сжато и наглядно представить свои преимущества оказывается не менее важным, чем само обладание ими.

Совет. Если у Вас нет опыта прохождения собеседования, составьте план своего выступления и прорепетируйте его – сначала наедине, затем перед другом или родственником. Засеките, сколько времени занимает Ваш рассказ. Затянутое начало выступления и вследствие этого скомканное его окончание и пропущенные существенные моменты – весьма распространенная ошибка. Таймирование выступления на "репетиции" поможет ее избежать.

  • Почему Вас интересует именно эта позиция?
  • Почему Вы хотите работать именно в этой компании?
  • Каковы Ваши преимущества для данной позиции?
  • Каковы Ваши сильные стороны?
  • Каковы Ваши самые крупные достижения?
  • Какие пять прилагательных характеризуют Вас лучше всего?
  • Каковы Ваши слабые стороны?

Помните, что Ваши недостатки – это продолжение Ваших достоинств. Например, тщательность граничит с педантичностью, а трудолюбие может перерасти в трудоголизм. Главное так представить Ваши недостатки, чтобы при определённых обстоятельствах они "работали" на Вас.

  • Как Вы видите свои перспективы в компании?
  • Почему Вы решили оставить предыдущее место работы?

Тщательно обдумайте свой ответ. В высшей степени неразумно нелестно отзываться о предыдущем работодателе. Сделайте акцент на желании получить новый опыт, отсутствии перспектив роста на предыдущей работе и т. д. Помните: Ваш ответ на вопрос о смене предыдущей работы дает потенциальному работодателю пищу для размышлений о том, как долго Вы собираетесь проработать на новом месте и как поведёте себя при уходе.

  • На какую зарплату Вы рассчитываете?

Если зайдет разговор о зарплате, называйте ту сумму, на которую рассчитываете. Вообще про деньги желательно говорить лишь после того, как интервьюер сам затронет эту тему.

  • Получали ли Вы другие предложения о работе?

Говорите правду. Если у Вас есть на данный момент и другие предложения – сообщите о том, что данная работа интересует Вас больше всего. Если нет – то не нужно блефовать и заявлять о наличии большого количества предложений: опытный специалист по управлению персоналом распознает обман и решит, что Вы пытаетесь "шантажировать" работодателя.

  • Какие у Вас есть вопросы?

Собеседование и в иностранной, и в российской компании – это двусторонний процесс. Работодатель оценивает Вас; Вы же должны присмотреться к компании и предлагаемой должности – подходит ли она Вам, будет ли Вам комфортно здесь работать, будет ли это шагом вперед на Вашем карьерном пути, сможете ли Вы соответствовать запросам работодателя. Поэтому вполне естественно, если у Вас возникнут вопросы к собеседнику.

Попросите рассказать о компании, расспросите о будущей работе (шорт-лист вопросов см. ниже). Но проявите гибкость: с одной стороны, вопросы задать надо, а с другой – не следует переспрашивать о том, что собеседник Вам уже рассказал или что можно прочитать на сайте компании.

  • В чем будут заключать Ваши обязанности, задачи?
  • Каких результатов от Вас ждут, как они будут оцениваться?
  • Кто будет Вашим непосредственным руководителем?
  • Будет ли проводиться обучение на первом этапе?
  • Какие есть возможности для дальнейшего Вашего развития в этой компании?
  • Уточните, какие условия работы предлагает компания: длительность испытательного срока (в любом случае по закону он не должен составлять более 3 месяцев), график работы, условия оплаты труда, бонусы, социальный пакет и др.

Что взять с собой

  1. Если есть возможность, распечатайте 1–2 копии резюме.
  2. Обязательно захватите паспорт – во многих компаниях, особенно если они располагаются в бизнес-центрах, служба безопасности пропустит Вас только при наличии документа, удостоверяющего личность. Согласитесь, было бы обидно не попасть на собеседование из-за такого пустяка.
  3. Дипломы об образовании – диплом о высшем образовании, дипломы курсов повышения квалификации, сертификаты.
  4. Рекомендательные и благодарственные письма и/или список имен и контактных данных людей, которые могут Вас порекомендовать.
  5. Если Вы принадлежите к творческой профессии – портфолио или хотя бы несколько образцов выполненных работ (опубликованные статьи, фотографии, описания проектов).
  6. Блокнот и ручка, чтобы Вы могли в любой момент записать существенную информацию о позиции, требованиях к ней и др. Кстати, это произведет благоприятное впечатление на интервьюера.

Как себя вести

Выключите мобильный телефон. Телефон должен быть выключен на все время собеседования. Если Вашу беседу с потенциальным работодателем или консультантом кадрового агентства прерывает веселая трель и Вы принимаетесь обсуждать личные или другие дела, Вы таким образом ведете себя неуважительно и показываете себя незаинтересованным в беседе с работодателем.

Что делать, если…

Вам совершенно необходимо ответить на очень важный звонок…

…предупредите собеседника заранее. Естественно, этот разговор должен быть предельно кратким. Рингтон в данном случае все же лучше сразу отключить – режим вибрации позволит Вам не пропустить Ваш звонок.

Вы забыли выключить телефон…

…сбросьте звонок или, если это невозможно, снимите трубку, быстро скажите собеседнику: "Я не могу сейчас говорить, я перезвоню позже", положите трубку, извинитесь перед собеседником и отключите телефон.

Будьте уверены, спокойны и внимательны. У вас не будет второго шанса произвести хорошее впечатление. Излишняя нервозность, как и чрезмерная бесцеремонность, будут восприняты негативно.

Если Вам сложно успокоиться…

…помните, что Вы ничего не теряете, и это интервью в любом случае будет полезным: либо Вы получите желаемую работу, либо сможете сделать выводы, которые пригодятся при подготовке к следующим собеседованиям.

Если Вам задают каверзные вопросы…

…иногда это делается просто для того, чтобы посмотреть, как Вы себя ведете в неожиданной ситуации. Спокойствие, главное спокойствие. Если не знаете ответа – так и отвечайте. В некоторых случаях спасает чувство юмора (если оно есть).

Если Вы не можете ответить на вопрос, связанный с Вашей профессией…

…сохраняйте спокойствие. Честно признайтесь, что не знаете ответа на данный вопрос. Можете вкратце рассказать, как бы Вы решили этот вопрос в обычной ситуации, например: "Это можно очень быстро посмотреть там-то".

Ведите беседу в позитивном ключе. Будет вполне естественно, если Вы сосредоточитесь на своих достоинствах и сильных сторонах. В то же время не бойтесь вопроса о недостатках - любой опытный руководитель или HR-менеджер понимает, что идеальных людей нет.

Так же, как и при составлении резюме, отдавайте предпочтение активным формам глаголов, а не пассивным; результатам, а не процессам; покажите готовность брать на себя ответственность за свои действия и по возможности используйте конкретные цифры и факты.

Будьте честны. Всю предоставляемую Вами информацию можно легко проверить. Опытный специалист по персоналу сможет раскрыть Вашу ложь наводящими вопросами или последующей проверкой.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям