«Филантроп» продолжает публиковать сборник «Голос НКО: связи с общественностью». В девятой главе — о том, как правильно подготовиться к разным типам интервью на радио или телевидении: что вспомнить, как говорить, даже как одеться.
Глава 9. Как подготовиться к интервью для радио и телевидения
Помимо ваших профессиональных знаний, журналистов привлекает умение излагать эти знания четко, логично, образно, интересно. И если печатное интервью можно улучшить качественными редакторскими правками, то в теле - и радиоинтервью такой возможности нет. Что сказано, то сказано.
Помните, что интервью берутся для разных типов передач. Основных три.
- Большое интервью с вами. которое раскрывает вас не только как эксперта по определенной проблеме, но и как интересную, многогранную личность. Классический пример — вечерние беседы с Владимиром Познером на Первом канале. Как правило, они записываются в телевизионной или радиостудии, куда вас специально приглашают. Или идут в прямом эфире с возможными вопросами не только от журналистов, но и от слушателей. Если это такое интервью, просите заранее определить круг тем, на которые с вами собираются беседовать. Идеально, если журналист заранее сформулирует вопросы. Но будьте готовы к тому, что в процессе беседы он задаст вам дополнительные или уточняющие вопросы.
- Для большой передачи, где представлены мнения и точки зрения разных экспертов. Это могут быть круглые столы или ток-шоу, а могут быть передачи повествовательного характера, где эксперты по очереди комментируют ту или иную проблему либо ситуацию.
- Интервью, которые журналисты берут для новостных сюжетов. Это очень короткие (как правило, длиной до 1 минуты) комментарии о том событии, которое происходит здесь и сейчас.
Все типы интервью предполагают точные формулировки ваших мыслей, яркие, понятные, запоминающиеся фразы.
Освежите в памяти важные цифры и факты. Точно отвечайте на поставленный вопрос. Говорите понятно, образно, не очень длинными фразами. Не начинайте ответ издалека, если это не какая-то очень точная и короткая предыстория, которая необходима, чтобы полнее и понятнее ответить на поставленный вопрос.
Но уж точно ответ на вопрос: «Что важного и полезного было на этой конференции»? не нужно начинать с фразы: «Наша организация была создана в 2001 году, мы занимаемся проблемой спасения редких видов животных».
Если это не прямой эфир, а запись, и вы в ответе допустили какую-то неточность или неудачно сформулировали свою мысль, — остановитесь, извинитесь и начните фразу с начала. Журналист будет вам за это только благодарен.
Не тараторьте. Ставьте интонационные точки в конце фразы.
Не скачите с мысли на мысль.
Не бойтесь делать большие паузы между фразами.
Следите за речью. Интервью всегда смотрятся и слушаются лучше, если не засоряются «эканьем» и словами-паразитами. Этим вы также существенно облегчите журналисту монтаж, если интервью с вами — записное.
Если это телевизионное интервью, то прежде всего постарайтесь не замечать камеру. Разговаривайте с журналистом. Камера — это всего лишь техническое средство записи беседы.
Не жестикулируйте и не мотайте головой, но и не стойте (не сидите), как «оловянный солдатик».
Поза должна быть удобной, естественной.
Смотрите только на корреспондента (ведущего) и разговаривайте именно с ним. Не переводите взгляд на других людей или посторонние предметы. Иначе в кадре у вас будут «бегающие глаза».
Если интервью проходит в телевизионной студии, то ни в коем случае не надевайте зеленую и синюю одежду. Это цвета фона в большинстве современных профессиональных студий, вы сольетесь с ним.
Пестрая и слишком яркая одежда (мелкая клетка, полоска, горох и т. д.) также нежелательна. У зрителя от вас будет «рябить» в глазах. Это раздражает и отвлекает от восприятия того, что вы хотите донести до аудитории.